Так как на яхте используется своя терминология, новичкам будет полезна эта картинка, перед прочтением общих правил.
1. Капитан всегда прав!
Золотое правило: капитан всегда прав. Именно от него зависит насколько безопасным будет поход. Капитан в ответственности за своих пассажиров двадцать четыре часа в сутки.
Бывают ситуации, когда человек просто бессилен перед природой. И в таких случаях капитан лучше знает, что нужно делать и как правильно поступить.
Поэтому будьте добры – слушайте и выполняйте все приказания безоговорочно.
2. Взаимопомощь – святое дело!
На воде существует много самых разных правил поведения, но помощь попавшему в беду – святое дело. И здесь нет рангов, все равны… Запомните – именно взаимопомощь является фундаментом всего яхтенного этикета.
3. Зашел на яхту – сними обувь!
Зашел на яхту – будь добр, сними обувь. И неважно, мужчина вы или женщина, грубые ботинки на вас или изящные туфельки на шпильке. Знаете ли вы, что даже сама английская королева Елизавета снимает обувь при посещении яхты? Но и босиком ходить не стоит. Это и негигиенично, и травматично. Поэтому по яхте передвигаются в специальной обуви.
4 Не устраивать слишком шумных вечеринок на борту своей яхты, если поблизости есть другие лодки — звук над водой разлетается очень быстро;
5. Все остальное:
• не заглядывать в открытые люки и иллюминаторы чужих яхт и кают соседей;
• не бросать мусор за борт, можно только органические отходы и то только в море (не в маринах);
• уважать владельцев местных лодок, относиться бережно к их собственности и причалам;
• всегда спрашивать разрешения, если надо пришвартоваться к борту другой яхты;
• первая кружка наливается капитану, а первый тост — всегда за дам;
• наряжаются яхтсмены не только перед встречей с дамами, встреча с сушей — это тоже праздник: яхта украшается флажками, но не бельем, которое сушится на леерах.
Безопасность на Яхте
Берегите себя.
На яхте достаточно узлов и агрегатов которые могут внести в Ваш отдых не совсем веселые ноты. Каждый должен знать и помнить:
•Гик, опасная штука, когда яхта идет под парусом, передвигаться только с наветренной стороны, а когда идем полным курсом запрещается покидать кокпит без разрешения капитана, не ну в каюту то можно
•Шкоты, могут в любой момент натянутся, не наступайте на веревочки
•Выходишь за кокпит, швартовка ( даже если ты не принимаешь в ней участие) - одень яхтенную обувь
•Все передвижения по палубе ( даже если лодка стоит в марине) желательно осуществлять по правилу : одна рука для яхты вторая для тебя т.е. держимся, за палубу, леера, ванты
•Передвигаясь по яхте смотрим под ноги, с непривычки первое время неизбежны частые спотыкания ( поэтому, еще раз повторюсь - ходим в обуви ), ну и люки, на стоянках они как правило открыты, смотрите внимательно
•При швартовке ни в коем случае не пытайтесь одерживаться руками - для этого используем кранцы
Море коварно
Море приносит радость отдыха и релакса. Но не забываем что это стихия ..
•Спасательные жилеты, каждый должен подогнать свой жилет под себя, положить (САМОСТОЯТЕЛЬНО) его в своей каюте и знать где он находится
•Если поступила команда одеть жилеты - значит их надо немедленно одеть без лишних вопросов и комментариев. Не стесняйте самостоятельно одевать жилет, если появилось чувство тревоги, новичкам надо привыкнуть и к крену и к качке
•Человек за бортом. Очень не хорошая ситуация. Если за борт выпали Вы - КРИЧИТЕ, команда должна знать что Вы выпали, а не опомнится вечером за ужином. Не старайтесь догнать яхту, Ваша задача сохранять спокойствие, беречь силы и тепло. Вам бросят круг подплывите к нему и ожидайте - своих в беде не бросают. Остальные члены экипажа четка выполняют команды капитана, все кто не задействован в спасательной операции, постоянно держат в поле зрения выпавшего за борт и указывают рукой в его направлении
•Головной убор, обязательно, солнце очень коварно. На воде, ветерок - почувствовать не успеете как обгорите, или еще хуже солнечный удар получите.
Яхта может утонуть ?
Вообще-то парусная яхта считается самым безопасным водным транспортом но ...
•Покажите где находится спасательный плот, ознакомьте экипаж с инструкцией по его использованию
•Расскажите как активировать EPIRB
•Объясните что сумма штрафа за "случайную" ложную тревогу может составлять достаточно серьезную сумму. Спасательные средства не игрушка, особенно доходчиво объясните это детям ( если таковые есть в экипаже )
Спускаемся в кают-компанию.
Особо следует уделить внимание камбузу и гальюну.
Камбуз
• Газовая плита. Во время качки, никакой готовки на плите, перекусите бутербродами
•Учуяли запах газа - сообщите капитану
•Пресная вода, замечательно льется из крана, но не забываем что ее количество сильно ограничено, а еще ведь душ захочется принять - воду ЭКОНОМИМ
•Холодильник очень полезная вещь - но питается он от аккумулятора . Это значит что КАЖДЫЙ должен следить за тем чтобы холодильник был выключен всегда когда яхта идет под парусом или ошвартована на стоянке где нет берегового электропитания, соответственно холодильник можно включать когда идем под двигателем или подключены к береговой сети.
Еще про электричество, очень аккуратно отнеситесь к использованию т.н. преобразователей питания 12-220 В , они сильно перегружают бортовую систему электропитания, лучше запастись 12 В зарядными устройствами для Вашей аудио-видео и моб. техники
Гальюн
•"Туда" ничего не бросать, никаких бумажек, салфеток, тряпочек и т.д. Яхтенные унитазы не предназначены для такого рода отходов. Правило очень простое : кто забьет тот и будет чистить
•Детально объясните экипажу какие действия необходимо совершать "до" и "после"
•Назначьте ответственного ( или возложите эту обязанность на дежурного ) за контролем сливных кингстонов камбуза и гальюна. Хорошое правило - поставили парус ( сильное волнение на море ) слив перекрыли, иначе можно и яхту затопить
Порядок на яхте:
•Будьте опрятны сами и требуйте этого от экипажа
•На яхте должен быть порядок во всем. Взял - положи на тоже место.
•Чистоту, поддерживают все. "Красоту" наводит дежурный, каждое утро, а еще лучше утром и вечером.
•Для яхты одна обувь, для берега другая.
•По яхте не бегают, на яхту не запрыгивают
•На яхте общаются спокойно, крики и громкая музыка, особенно на стоянках признак оЧЕНЬ дурного тона
•За борт НИЧЕГО не выбрасываем на стоянках. На ходу можно выбрасывать пищевые отходы, рыба все съест.
•На стоянках всегда переключать туалеты из режима за борт в режим в танк.
Отредактировано Дмитрий (2012-08-31 11:00:44)